Войти Зарегистрироваться Поиск
Бабушкин сундучокБисерБолталкаВышивкаВаляниеВязание спицамиВязание крючкомДекорДекупажДетское творчествоКартинки для творчестваКонкурсыМир игрушкиМыловарениеНаши встречиНовая жизнь старых вещейНовый годОбмен подаркамиПрочие виды рукоделияРабота с бумагойРукодельный магазинчикСвит-дизайнШитье
Вступить в группу в Телеграм

«Об умерших собаках плачут»: девять заблуждений о потере питомца

Братья наши меньшие

София Аркадиевна
София Аркадиевна
2025-07-09 18:09:29
Подписаться

Нашему Ричу было восемь лет, когда у него обнаружили крайне агрессивную форму рака. Результаты обследования шокировали: собаке осталось жить два-три месяца. Онкологи разводили руками, мол, лечить бесполезно. Мы боролись, как могли, и благодаря нашим усилиям Рич прожил ещё полгода. Но оказалось, что отпустить его – только полбеды. Прошло уже несколько месяцев, а мы никак не можем придти в себя. Работа не клеится, дома всё наперекосяк. Иногда кажется, что так переживать нельзя, и мы какие-то ненормальные. Это правда так?»

«Об умерших собаках плачут»: девять заблуждений о потере питомца

Переживать горе, потеряв собаку – естественно. Мне, как человеку, похоронившему двух своих собак, нетрудно понять, что чувствует автор письма. Смерть четвероногого друга это нестерпимая боль, бессильная злость на самого себя и сжигающее душу чувство вины перед питомцем. Вопросы молотом бьют в мозг: почему я не смог предвидеть, как я мог просмотреть, где допустил ошибку. Наконец, правильно ли поступил, отпустив. Найти ответы очень непросто, привыкнуть к ним – невозможно.

Другой вопрос, что эта, очень личная, трагедия переживается не в вакууме. Мы неотделимы от общества, в котором живём, и поэтому не можем не чувствовать на себе влияния сложившейся в нём системы взглядов. К сожалению, сейчас, когда высказывать пренебрежение к жизни собаки считается почти нормальным, потерявший питомца нередко испытывает неловкость и стыд за то, что проявил «слабость», за то, что позволил себе горевать «о каком-то животном» – так велик страх перед осуждением со стороны окружающих.

Психолог Адам Кларк, – я уже как-то ссылался на его работы, – давно изучающий проблему скорби, в том числе скорби по животным, называет это явление культурной или социальной стигмой. Термин «стигма», чаще ассоциируемый с религиозной сферой, здесь употребляется в значении ярлыка, который окружающие «вешают» на человека. Убрать или изменить такой ярлык сложно, при этом его наличие способно сильно подпортить носителю жизнь. Представьте, как сложно будет человеку, про которого говорят, что он «не в себе», двигаться, к примеру, по карьерной лестнице в серьезной компании.

Кларк пишет о девяти наиболее распространенных стереотипах, или попросту заблуждениях, мешающих скорбящему по собаке человеку справиться с настигшим его горем. Помимо стигмы, он говорит об иррациональных попытках найти оправдание или назначить виновного. По мнению Кларка, если не тратить силы на попытки выяснить, насколько «нормальными» или «социально приемлемыми» являются твои переживания, можно гораздо быстрее прекратить саморазрушение и достичь внутренней гармонии.

Заблуждение первое: сильно горевать о собаке – ненормально

.

Факт: исследования показывают, что горе от потери домашнего животного является едва ли не более страшным, чем от смерти родственника. Французский учёный Доминик Гийо начинает свою книгу «Люди и собаки» так: «Об умерших собаках плачут, и скорбь по ним сопоставима со скорбью от потери близкого человека». Это правда, и это нормально. У вас есть право переживать свои эмоции, независимо от того, понятны они другим или нет.

Заблуждение второе: эмоции по поводу смерти питомца следует выражать очень сдержанно

.

Факт: с точки зрения здоровья психики гораздо полезнее позволить себе справляться с эмоциями и переживать потерю так, как того требует внутреннее «Я». Эмоции могут быть очень сильными, особенно в острой фазе горя, сразу после того, как вы пережили смерть своего питомца. Осознание того, что такая реакция вполне нормальна, позволит вам начать трезво осмысливать пережитый опыт.

Заблуждение третье: приняв решение об эвтаназии, я убил свою собаку, и поэтому должен чувствовать себя ужасно

.

Факт: наши собаки не заслуживают ни длительных страданий, ни нестерпимой боли, поэтому в некоторых случаях гуманное усыпление является единственным правильным выходом. Звонок ветеринару с просьбой об эвтаназии становится, безусловно, самым страшным поступком из всех, что когда-либо приходилось совершать владельцу собаки, однако в большинстве случаев такое решение является знаком сострадания. Как бы ни было больно расставаться с любимым питомцем, важно понимать, что он заслуживает возможности уйти из жизни спокойно и с максимальным достоинством.

Заблуждение четвёртое: ветеринару было наплевать на мою собаку, он хотел, чтобы она поскорее умерла

.

Факт: поскольку горе и скорбь это очень сильные эмоции, наше подсознание стремится снизить их разрушительное влияние, перекладывая вину за смерть собаки на других людей. Да, действительно, у ветеринаров порой случаются неудачи, но всерьёз думать о том, что ваш врач хотел, чтобы во время операции у него погиб пациент или чтобы собака, которую он лечит, была подвергнута эвтаназии – по-моему, это абсурд. У вас есть право злиться, и выразить свой гнев бывает полезно, но для этого нужно найти более разумный выход.

Заблуждение пятое: мне не следует больше заводить собаку, потому что боль утраты слишком сильна

.

Факт: боль от утраты собаки сильна настолько же, насколько сильна ваша любовь к ней. Вспомните, сколько радости и счастья вы пережили вместе, сколько чистых и прекрасных эмоций она вам подарила. Да, сейчас вы страдаете от того, что собака больше не с вами. Но это горе, каким бы сильным оно ни было, всего лишь малая часть длинного списка неприятных переживаний, которые человеку приходится испытывать на протяжении жизни. Не спешите с приобретением другой собаки, чтобы «закрыть образовавшуюся пустоту» – велик шанс разочароваться, поскольку нет двух одинаковых собак. Однако и отказываться от мечты о четвероногом друге тоже вряд ли имеет смысл.

Заблуждение шестое: если я не могу работать, потому что переживаю из-за смерти собаки, значит, я не в себе

.

Факт: человеку требуется время, чтобы справиться с горем и осмыслить пережитый опыт. Собака – член вашей семьи, поэтому чувство потери, которое приносит её смерть, действительно может быть невероятно тяжёлым. Иногда переживания оказываются настолько болезненными, что продолжать работать в обычном режиме оказывается попросту невозможно. Если вы попали в такую ситуацию, то несколько отгулов или даже внеплановый отпуск могут быть как раз тем, что позволит сделать шаг назад и принять случившееся.

Заблуждение седьмое: я горевал несколько месяцев и уже должен придти в себя

.

Факт: горе не подчиняется какой-то определённой временной шкале. Да, как правило, наиболее интенсивным оказывается первое переживание, и со временем эмоции теряют остроту. Но ждать от горя строгой линейности ошибочно – процесс принятия новой реальности скорее представляет собой череду взлетов и падений, где нет двух одинаковых переживаний по времени, силе или продолжительности. Чтобы не сломаться, важно продолжать заниматься привычной жизненной рутиной на протяжении всего периода скорби.

Заблуждение восьмое: я одинок, никто не понимает, через что мне приходится проходить

.

Факт: горе – в высшей степени индивидуальный процесс. Никто не может точно сказать, что мы чувствуем. Однако мы скорбим в рамках сообщества. Да, у каждого есть близкие, друзья или коллеги, далёкие от понимания причин переживаний, и их «чёрствость» может сделать горе ещё более болезненным. Но в окружении каждого найдутся и те, кто понимает его боль, кто осознает важность оплакивания питомца и обмена воспоминаниями о нём с другими.

Заблуждение девятое: я слишком медлил, хотя должен был знать, что это произойдет

.

Факт: эволюция встроила в животных стремление скрывать даже сильную боль, потому что она делает их уязвимыми. Если вы не обучены её распознавать, то не можете знать, как выглядит или будет выглядеть приближение конца жизни собаки – собственно, как и своего собственного. Нередко при мысли о том, какой выбор нам пришлось сделать или какое решение мы были вынуждены принять, нас накрывает чувство вины, но все мы делаем то, что в наших силах, исходя из того, что мы знаем, и в то время, когда мы это знаем. Никто не может требовать от нас чего-то большего – даже мы сами.

Любите своих собак. А с остальным мы обязательно разберемся.

***

Александр Смирнов - кинолог и дипломированный клинический психолог.

На своём канале пишет о собаках то, что они хотели бы сказать нам сами.

https://dzen.ru/a/Z7S3GAHYwUfBtGEi

Мне нравится6
1
Добавить в закладки
1035

1 комментарий
Liubascha (Любаша)
2025-07-09 19:07:47
0

Всё правильно! Спасибо кинологу!!!